26.11.2018 г. ТЦСО "Царицынский", Веселая ул., 11. «Сударушка»

^Back To Top

foto1 foto2 foto3 foto4 foto5 foto6 foto7 foto8 foto9 foto10

    В ГБУ ТЦСО «Царицынский» (Веселая ул., 11) развернута экспозиция работ воспитанников «Мастерской традиционной тряпичной куклы «Сударушка» нашего Центра досуга.

       Интерес к народному творчеству, как к особому типу художественного творчества, из года в год не теряет своей актуальности. Основными темами, которые отражаются в народном искусстве, всегда были человек и окружающий его мир. Тряпичная кукла как вид декоративно-прикладного искусства очень тесно связана с человеком, с его образом, с его бытом и верованиями. Кукла обретает жизнь благодаря фантазии и воображению своего создателя. Так как кукла это часть культуры она сохраняет в своем образе самобытность и характерные черты создающего ее народа.
     Традиционная народная кукла, почти не изменялась с тех давних пор, когда ее придумали наши предки. Куклами принято было не только играть, они помогали человеку в жизни – собирать урожай, участвовали в свадебных обрядах, облегчали недуги, служили добрыми подарками при встрече гостей. Любящие мамы изготавливали для своих детей маленьких куколок для игры и для того чтобы они отгоняла злых духов в которых верили наши предки. Куклу делали из разных материалов: трава, солома, лыко, веточки и лоскуты.

    Самой популярной была тряпичная кукла. Тряпичных кукол изготавливали и взрослые, и дети, начиная с 5 лет, без иголок и ножниц. Изготовление тканей в домашних условия было трудоемким процессом, а фабричные ткани требовали существенных затрат, куклу делали из ношенной ткани из старой ветхой одежды, полотенец, рушников. Прохудившаяся ткань легко рвалась, что было не маловажным условием, так как существовало поверье, что при изготовлении кукол нельзя применять железные, колющие и режущие предметы. Сама по себе ношенная одежда являлась оберегом, так как хранила тепло души человека, который ее носил.

  Куклы наряжали, но редко изображали лицо, так как кукла без лица была не доступной для вселения в нее недобрых сил. Отсутствие лица было знаком того, что кукла вещь не одушевленная и не сможет навредить своему владельцу. Кукол не бросали в избе, где попало, их бережно хранили в берестяных коробках или аккуратно изготовленных мешочках. Обереговые, обрядовые, игровые! Бессменный руководитель творческой мастерской традиционной тряпичной куклы «Сударушка» – Елена Викторовна Чвилёва может часами рассказывать о творческом процессе, об истории создания той или иной куклы, о вдохновении – как непременном компоненте «на кухне» художника. Экспозиция работ мастерской будет открыта до 7-го декабря включительно.